ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 

В статье рассматриваются проблема правового воспитания и возможность воздействовать на личность с целью воспитания гражданина России на уроках русского языка. Приводятся основные методы работы.

 

Ключевые слова: правовое воспитание, основы правовых знаний, диспут, кейс-метод.

 

PROBLEMS OF MODERN EDUCATION: LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

The article deals with the problem of legal education and the opportunity to influence the person for the purpose of educating Russian citizens at Russian lessons. The basic methods of work.

 

Keywords: legal education, the foundations of legal knowledge, debate, case method.

 

Развитие гражданского общества диктует новые ориентиры в системе образования и воспитания. Так ориентация на отношение обучающихся к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий. А правовое воспитание, в свою очередь, формирует общую правовую культуру обучающегося и его правосознание.

Целью правового воспитания в колледже является передача студенту элементарных юридических знаний и привитие ему уважения законов. В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону. Теорию необходимо подкреплять практикой, таким образом, студент сможет ориентироваться в юридической сфере, применять собственные правовые знания в различных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона, отрицая любую противоправную деятельность.

Так как воспитание и обучение составляют неразрывное единство педагогического процесса, то правовое воспитание студентов может являться одной из целей занятия, а чаще цепочки занятий гуманитарного и художественного цикла. Важно заметить, что воздействовать на личность с целью воспитания гражданина России можно не только на специализированных занятиях, но и на уроках русского языка.  Важно подчеркивать  необходимость знания законов, прав и обязанностей граждан, вплетая это в канву урока, согласуя с темой и общей целью.

На занятия по русскому языку студенты с удовольствием участвуют в различных диспутах, учатся действовать в рамках учебных задач, упражнений разного типа и даже судебных дел, подкрепляя практику теоретической базой.  Например, при изучении темы «Публицистический стиль речи» студентам предлагаются отрывки из выступлений выдающегося судебного деятеля и ученого-юриста, блестящего оратора и талантливого писателя-мемуариста Анатолия Федоровича Кони и задания:

  • определите стиль текста, докажите свою точку зрения;
  • выпишите и сгруппируйте слова и словосочетания, характерные для юриспруденции;
  • дайте определения следующим понятиям: присяжные заседатели, свидетельские показания, картина преступления, дело;
  • выстроите свою линию защиты в суде, опираясь на нормы современного законодательства.

Выполнение подобного рода заданий способствует формированию, как основ правовых знаний, так и навыков самостоятельной работы.

Также, очень продуктивен кейс-метод: студентам предлагаются конкретные ситуации для обдумывания и открытого обсуждения, после чего должны приниматься решения. При этом преподаватель может постепенно усложнять задачу. Таким образом, в ходе применения этой технологии, студенты учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения, овладевают мастерством публичных выступлений.

Одним из видов работы в рамках правового воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. Причём выбор тематики разнообразен. Скажем, диктанты на тему конституционных прав человека могут включать такие слова: суверенитет, субъекты Российской Федерации, нормативные правовые акты, конституционный строй, трудоспособные дети и т.д. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой.

В качестве творческих заданий студентам можно предложить подумать, к примеру, над такими темами для сочинений и монологических высказываний:

  • Национальная гордость и нацизм.
  • Чем мне может помешать студент-иностранец?
  • Моя многонациональная семья.
  • О чем мне могут рассказать фамилии моих одногруппников.
  • Украинский борщ в русской печи.
  • Как нам поделить Гоголя?
  • Грузинские мотивы в произведениях русских классиков.

 Эти и подобные «свободные» темы помогают студентам реализовать свой творческий потенциал, а также заставляют более пристально взглянуть на многие проблемы современной жизни с позиции толерантного гражданина своей великой многонациональной Родины.

На уроках следует  уделять внимание не только букве закона, но и моральным понятиям: «доброта», «честность», «порядочность». Таким образом, постепенно происходит формирование добросовестных, законопослушных и ответственных граждан.

Литература:

  1. Власенков, А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.
  3. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – Спб.: Питер, 2008. – 208 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
  4. Русский язык и культура речи: учебник / А.И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В.Д.Черняк. – М.: Издательство «Юрайт»; ИД Юрайт, 2011. – 493 с. – Серия: Основы наук.
  5. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kursk-sosh52.ru/obychenie/bibliot-statei/466-vospitanie-grazhdanstvennosti-u-podrostkov-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury.html

Категория: Мои статьи | Добавил: tatiananovikova1988 (20.11.2021)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar